Эра постчеловека: открытая лекция в стенах Политеха

В СПбПУ прошла открытая лекция доктора философских наук, старшего научного сотрудника Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера Григория Хубулавы на тему «Философско-антропологический аспект механицизма». В лекции затрагивались вопросы взаимоотношения человека и механизма, стал ли человек homo sapiens technicus? И если нет, то когда станет?

Английский философ XVII века Фрэнсис Бэкон писал, что со времен открытия процесса кровообращения в сознании врача постепенно укоренялось убеждение в том, что человек представляет собой синтез живого, растущего, неповторимого существа (организма) и биологической машины, вне зависимости от собственной уникальности, подчиняющейся непреложным законам физиологической механики. В своей знаменитой книге «Новой органон» основоположник эмпиризма и английского материализма поведал нам о «заводных людях», изумлявших посетителей лионской ярмарки, но на поверку оказавшихся актерами, «игравшими» механизмы. Как пример, «автоматический шахматист» Вольфганга фон Кемпелена.

Другой французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт, рассматривая механику в качестве метанауки, моделировал законы природы по типу закона механики: «Мир — часы, однажды заведенные невидимым часовщиком». Уже с начала XVIII века промышленная Европа была охвачена новой тенденцией — созданием механических кукол-андроидов. Пожалуй, самые известные из них «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, получившие всемирную известность и по сей день вызывающие неподдельный интерес публики.

Однако в целом лекция была посвящена проблеме механизмов, проникших в медицину, начиная от шприца, заканчивая технологиями, связанными с искусственным интеллектом. Философ Хубулава пояснил, что «сегодня современные автоматы снабжены «руками» и «ногами» на сервоприводе, они следят за нами глазами камер. Миниатюрные камеры подобных механизмов с недавних пор позволяют врачу совершать тончайшие манипуляции, о которых раннее не могли бы и помыслить. Например, проникновение внутрь организма через естественные отверстия: фиброгастродуоденоскопия, бронхоскопия, колоноскопия и т.д. Эти методы позволяют не только диагностировать заболевание органа, но и при необходимости провести хирургическое вмешательство без разреза покровных тканей. По словам философа ещё большие возможности открываются хирургам и диагностам при использовании в той же атравматичной методике контрастного вещества и рентгеновских лучей (эндоваскулярная хирургия).

Именно механизмы и программы, подражающие организму человека, помогают в лечении тяжелых заболеваний, связанных, в том числе и с поражением опорно-двигательного аппарата. Одним из таких механизмов является аппарат, получивший название локомат. Принцип действия этого аппарата вкратце выглядит так: сложный компьютер посылает сигнал артезам — механизмам, имитирующим движение суставов при ходьбе. В работе аппарата учитывается как сила, которую способен прилагать больной, так и вес, и рост пациента.

На лекции затрагивались и такие актуальные вопросы, как трансгуманизм. Будет ли являться человеком, сохранившим свою личность, бионический или искусственно генетически «выведенный» индивидуум? Сколько осталось времени до того момента, когда люди перейдут к эре постчеловека? На эти и многие другие вопросы сотрудников и студентов СПбПУ философ ответил уже в рамках круглого стола, который состоялся сразу же после лекции.

Модератором встречи был доктор философских наук, профессор кафедры Общественных наук Гуманитарного института Дмитрий Кузнецов.

Рейтинг
Оцените статью
[Всего: 0 Средн.: 0]

Прочтите также:

Смотрите также

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

level: 3